«Чудеса» Шаматхи
(Из лекции Ринчена Тензина Ринпоче 16.03.15.)
Считается, что когда практикующий входит в состояние равностного сосредоточения, он совсем не замечает, как идет время. Течение времени в эти моменты не наблюдается. Это называется божественным сосредоточением, потому что боги пребывают в сосредоточении таким же образом. Для йогина, пока он находился в сосредоточении, это время ощущается как очень короткое. Есть особая практика Шаматхи, когда все остальное прекращается, почти все процессы восприятия останавливаются. Во время нее обязательно сохранять памятование и бдительность.
Рассказывают, что и в Тибете и в Китае были в давние времена такие йогины, которые настолько сильно практиковали Шаматху, что постепенно их тело будто окаменевало. Снаружи оно очень сильно затвердевало, а внутри все равно сохраняло влагу. Когда практикующий находится в такой медитации, он может уйти из этого мира и, в то же время, оставаться в тугдаме – состоянии посмертной медитации. Таким образом, тело не тлеет, сначала оно будто каменеет снаружи, затем затвердевает внутри. Такие тела в знак почтения обычно заворачивали в дорогие ткани и помещали в статуи или в ступы.
Когда в Китае началась культурная революция, коммунисты стали разрушать такие статуи. Случилось так, что одну из статуй удалось сохранить, потом ее купил бизнесмен из Голландии и отдал в большой музей у себя на родине. Буквально в этом году ученые стали фотографировать эту статую с помощью рентгена и увидели, что внутри нее находится человек. Они достали его оттуда, и нашли также рядом с ним документы, в которых значилось его имя и прочие сведения. В обнаруженных текстах было написано, что на самом деле этот Лама не умер, а просто погрузился в состояние шине. В настоящее время ученые его исследуют, но не могут с полной уверенностью пока сказать, мертв этот человек или нет.
В Монголии также недавно нашли тело буддийского монаха, которому сто или двести лет. Монгольские Ламы также утверждают, что он не мертв. В бонских преданиях также говорится, что был практик Музе Сердзон, который находился в этом состоянии очень долго. Он медитировал триста лет в местности Мачен Унра, в Амдо. В то время вся эта местность была под властью монголов.
Неподалеку от йогина оказался монгольский военный, который занимался продажей лошадей и был одет в шкуры обезьяны. Когда он пас лошадей, ему стало трудно управлять большим табуном. Он по какой-то причине отправился в горы и увидел тело Музе Сердзона. Военный подумал: «Вот бы сейчас разбудить этого человека, и он поможет мне управиться с лошадьми». Так как было видно, что Музе Сердзон не умер, этот торговец приходил к нему каждый день, поливал его сверху водой, вливал ему теплую воду в рот.
И однажды йогин зашевелился и через несколько минут ожил и пришел в нормальное состояние. Сначала он не мог разговаривать, но постепенно стал издавать разные звуки и дал знак: «Подойди, поговорим». Первое, что спросил Лама у монгола: «Ты враг Учения?» Тот, хотя толком ничего не понял, отрицательно помотал головой. Затем йогин спросил: «Ты являешься подходящим сосудом для Учения?» Тот, услышав какие-то знакомые слова, но также слабо понимая смысл вопроса, все- таки утвердительно покачал головой.
Так как в прошлых жизнях у монгола была накоплена хорошая карма, у него получилась такая беседа с Учителем, что вопрос, который был задан, и ответ, который был получен, были благоприятными знаками. Постепенно он стал получать у этого Учителя наставления и стал его учеником. Впоследствии его стали называть Согтон Чжинпар Субджин. «Согтон» переводится как «монгольский Учитель», а Чжинпар Субджин – его имя.
Вот такие истории существуют.