Лама Сопа Ринпоче
Великая мать праджняпарамита.
В начале текста «Мадхьямика-аватара» говорится, что совершенство мудрости называют “матерью”, потому что все неисчислимые будды прошлого, настоящего и будущего рождены от этого совершенства мудрости.
– Лама Сопа Ринпоче
Благо от изучения сутр о совершенстве мудрости (праджняпарамите).
Лама Кьябдже Сопа Ринпоче, Помайя (Италия), май 2000.
Это речь ламы Сопы в Институте им. ламы Цонкапы в Помайе (Италия) 22 октября 2000 года. Английский оригинал отредактирован Патриком Ламбле. Это часть курсовых материалов Базовой программы, публикуемых ФПМТ. В Институте им. ламы Цонкапы проходит обучение по Мастерской программе ФПМТ, которая упоминается в речи.
Гуру Шакьямуни Будда дал учение пятистам лебедям в поле, и благодаря этому все эти пятьсот лебедей родились в следующей жизни людьми. Мало того, они все стали монахами с полным посвящением и встали на путь арьев, чтобы достичь полного освобождения от сансары. Они продвигались на пяти путях, добиваясь успехов на пути накопления, пути применения, пути видения, пути созерцания и пути не-учения-более. Они осуществили все эти пути арья и поэтому в следующей жизни смогли преодолеть страдания сансары. Вот какая сила есть в слушании учений Будды, и вот какое влияние, или же пользу, можно получить. Как те птицы получили невероятные результаты в их следующих жизнях, то же и с нами в нашей повседневной жизни, благодаря слушанию учений, – даже если мы их не понимаем. Огромная польза, или же влияние, которые получает поток нашего сознания только благодаря слушанию учений Будды, подобен бескрайнем небу. Мы получаем бесчисленные небеса пользы. Это совершенно не то же, что чтение газет или смотрение телевизора – 24 часа или сто часов просмотра телевизора – или чтение романов про войны, или чьих-то выдуманных историй. На Западе так много выдуманных историй; люди читают романы, просто чтобы провести время, когда они не могут заснуть или им нечего делать. Тогда наша жизнь уходит на романы. Но есть огромная разница между чтением и слушанием Будда-дхармы, писаний Будды, – даже если вы их не понимаете, – и чтением тех других текстов. Существуют небеса разницы – как разница между небом и землей.
Влияние, или эффект, на ваш умственный поток других вещей, которые противоположны учениям Будды, таков, что они возбуждают привязанность, злость и зависть: когда вы видите, что кто-то очень успешен в делах или имеет большое богатство, является миллиардером, миллионером или мульти-миллионером, то вы завидуете. Всевозможные отрицательные, тревожащие эмоциональные мысли появляются и оставляют отрицательные отпечатки в умственном потоке, – что осложняет достижение реализаций на пути к просветлению. Затуманивая ум, эти отрицательные эмоциональные мысли и их отрицательные отпечатки становятся препятствиями для обнаружения высшей сути, пустотности. Далее, это осложняет пресечение причины страдания – незнающий ум, невежество, – а также и других омрачающих, тревожащих эмоциональных мыслей и кармы. Становится сложно освободиться от сансары, от всех океанов сансарических страданий. Поэтому, видите ли, слушая, изучая и читая Будда-дхарму, даже если вы пока ее не понимаете, вам станет очень просто понять эту тему в будущих жизнях. Становится просто понять и исполнить значение темы, значение слов и путь к практике. Это делает вашу будущую жизнь очень простой, как в примере с теми птицами, которые просто услышали слова Будды. В той истории нет ничего нового, но она показывает особую пользу от слушания Дхармы, и в то же время она призывает к тому, чтобы слушать, читать и изучать учение Будды.
Васубандху, который написал текст «Абидхармакоша», прочитывал его каждый день. Голубь, сидевший над ним на крыше, слышал чтение Васубандху. После смерти голубя Васубандху использовал свою психическую силу, чтобы узнать, где переродился тот голубь, и увидел, что он родился человеком в семье, живущей в той же области. Он спустился в долину и, найдя того ребенка, спросил у родителей, мог бы он получить того ребенка. Родители отдали ему ребенка, и он его отнес в свой дом. Ребенок позже стал монахом по имени Ачарья Стираманти и написал четыре комментария на текст «Абидхармакоша», который слышал будучи голубем. Благодаря тому, что этот текст ему было так легко понять, он стал ученым в этой теме и написал за свою жизнь четыре комментария. С другой стороны, когда он слышал учения Мадхьямики, то их ему было сложно понять, потому что в прошлой жизни он мало слышал эти учения. Это показывает, как слушание учений Будды достигает огромного результата, даже если в прошлые жизни мы их не слышали. Даже просто слушание учений Будды – оставим в стороне понимание их – будет очень значимо в наших следующих жизнях. Это рассказ вкратце. Из таких рассказов вы можете понять, что слушая Дхарму, просто слушая учения Будды, вы можете достичь хорошего перерождения в следующей жизни.
В частности, важно изучать темы семилетней Мастерской программы и Базовой программы, учения по праджняпарамите совершенстве мудрости, «Абхисамаяламкараанд Мадхьямика-аватару», а также «Абидхармакошу». Чем больше учений Будды вы изучите, тем шире ваше понимание того, какие мысли правильные и какие мысли ошибочные. Вы разовьете бóльшую мудрость, что позволит вам различать правильное и ложное. Поэтому во время практик вы не только будете практиковать правильно, без трудностей и потерь времени, но вы также сможете быстро достичь правильных реализаций. Чем обширнее вы понимаете Дхарму, тем полезнее вы будете окружающим. Вы сможете объяснять путь к просветлению и освобождению, согасно умственным способностям других живых существ. Тем, кто обладает более низким интеллектом, вы можете давать более простые учения; другим – среднюю версию объяснений; далее, тем, кто обладает бóльшим умом, вы можете объяснять Дхарму глубоко. Таким образом, вы будете учить тому, что подходит их желаниям и их уровню интеллекта. Таким образом, у вас будет больше свободы, чтобы приносить пользу живым существам. С другой стороны, если у кого-то очень слабое понимание Дхармы, то возможностей принести пользу другим и объяснять им Дхарму очень мало.
Кункьен Джамьянг Шайба, очень высокий лама в тибетской провинции Амдо, написал много пространных философских учений. Фактически, самые первые определения, которые учат, когда учатся в монастырях участвовать в дебатах по философии, – это его определения формы, цвета и прочего. Каждый раз, когда учат эти определения, эти слова Дхармы, это помогает развить всеведующий ум. Это процедура для достижения всеведующего ума. Это способ развить всеведующий ум, сделать ум полностью пробужденным, или просветленным. Вот так, каждый день, когда мы учим новые значения слов, мы создает всеведующий ум. Поэтому очень полезно изучать буддизм, особенно учить его глубоко и обширно. И, в данном случаеЮ изучение Праджняпарамиты невероятно. Невозможно измерить пользу.
В «Львином рыке” из сутры Шрималадеви упоминается о пользу слушания учений по совершенству мудрости – «Абхисамайаламкары» и «Мадхьямика-аватары». «Абхисамайаламкары» напрямую показывает метод и косвенно, то есть скрытно, показывает пустотность. Слушая эти учения по праджняпарамите, совершенству мудрости, – учения, которые объясняют окончательную сущность, – накапливается больше заслуги, чем от десять эонов практики пяти парамит, совершенств. Это значит десять эонов практики парамиты благотворительности, парамиты нравственности, парамиты спокойствия, и так далее. Для нас, если кто-то просто спровоцирует нас, например, если кто-то скажет: «Эй, ты сделал это и это!» – или закричит на нас, или спровоцирует нас, то очень сложно практиковать спокойствие. Если кто-то сообщит о наших ошибках другим – огласит и разрекламирует для других наши ошибки, – то сложно даже этот один раз практиковать спокойствие. В любом случае, для такого человека, как я, очень сложно практиковать спокойствие даже один раз, но здесь в сутре говорится о десяти эонах практики даяния, нравственности, и так далее. Можно понять, как это сложно, соотнеся это с нами самими, – как долго мы можем практиковать нравственность, даже один раз, в чистоте. Десять эонов практики моральности, десять эонов практики спокойствия, упорства и сосредоточения. Одно слушание учений о совершенстве мудрости накапливает гораздо большую заслугу, чем десять эонов практики других пяти парамит. Кроме того, десять эонов объяснения учений о совершенстве мудрости другим живым существам накапливает гораздо большую заслугу, чем десять эонов слушания учений о совершенстве мудрости. Далее, одна секунда – длительность щелчка пальцами – созерцания пустотности дает гораздо большую заслугу, чем десять эонов объяснения учений о совершенстве мудрости другим живым существам.
Когда проходите учения о совершенство мудрости, если соотносите это изучение со своим умом, собственными воззрениями, жизнью, умопостроениями, и затем их анализируете, то ваше изучение становится медитацией. Таким образом, можете понять, как много заслуги вы собираете, изучая совершенство мудрости, например, учение «Мадхьямика-аватары». Это просто невероятная заслуга, благая удача, счастливый случай. Вы собираете благую карму; это просто не укладывается в уме.
В «Алмазной сутре” написано, что одно только запоминание четырех строк учения о совершенстве мудрости имеет невероятную, сногсшибательную пользу. Будда объяснял, что количество благотворных влияний равно количеству миров, равных количеству песчинок в реке Ганг. В сутре также сказано о мирах, равных количеству атомов воды в этих мирах. Количество миров, равных числу песчинок в реке Ганг, невероятно. Слово «Ганг» иногда интерпретируют как «океан». Река Ганг очень широкая и длинная, и число песчинок не сосчитать. Далее, миры, равные числу атомов воды в этих мирах. Просто запоминание четырех строк – одного четверостишия – учения по совершенству мудрости дает гораздо большую заслугу, чем если бы вам нужно было заполнилнить все эти миры драгоценными камнями, золотом, алмазами и серебром, и с их помощью сделать подношение Будде. Хотя такое подношение не укладывается в уме, оно обширно, но оно очень маленькое, если сравнить его с пользой от запоминания только четырех строк учений по совершенству мудрости. Поэтому вам нужно осознать ту возможность, которая у вас сейчас есть.
Изначально, эту программу основал лама Йеше – он добрее, чем будды всех трех времен. У геше-ла геше Джампы Гьяцо, который был его одноклассником и другом, были планы и намерения создать эту программу. Благодаря этому у вас есть возможность изучать эти учения о совершенстве мудрости – «Мадхьямака-аватара» и перед ней «Абхисамаяламкара». Вы не понимаете, как вам повезло, и теперь вам надо самим опознать пользу от учения, запоминания, даже просто того, что вы слышите эти учения. Польза невероятна – не важно, понимаете вы смысл сразу или нет. Главное – осознать, что это учение очень ценно и какую вы огромную пользу от него получаете. В начале текста «Мадхьямака-аватара» говорится, что совершенство мудрости называют «матерью», потому что все бесчисленные будды прошлого, настоящего и будущего родились из этого совершенства мудрости. Кроме того, бесчисленные бодхисаттвы и бесчисленные архаты рождаются из этой мудрости. Именно эта мудрость освобождает бесчисленные чувствующих существ из всех океанов сансарического страдания. Это настоящая Дхарма, настоящее прибежище, освобождающая нас от океанов сансарического страдания, продолжительности которого нет конца. Это учение о Праджняпарамите очень драгоценно, невероятно драгоценно. Будда сказал: «Где бы ни происходило учение о Праджняпарамите, там и я». Будда сказал Кунге (Ананде), что даже если другие учения уничтожены, то это ничего; но если нельзя позволять, чтобы даже маленький отрывок учения о Праджняпарамите был в забвении или был уничтожен. Будда попросил Кунгу беречь и охранять учения о Праджняпарамите. Поэтому то, что вы изучаете темы Праджняпарамиты, – это также служение учениям Будды, их сохранению и распространению. Это очень важное служение Будде – именно об этом Будда очень заботился, об учениях о Праджняпарамите.
Поэтому большой успех Института им. ламы Цонкапы в том, что этим программы – не только семилетняя, но и четырехлетняя Базовая программа, – запускаются, по святому желанию ламы. Что касается дхармического обучения, то запуск и устроение этих программ – большой образовательный успех. Это также исполняет желания ламы по части организации обучения для западных студентов ... Это невероятно важно для личностного развития, а также для пользы самого важного проекта ФПМТ – иметь многих квалифицированных педагогов, чтобы освободить бесчисленных живых существ. Каждый ученик, каждый человек, прошедший обучение, будет способен освободить других бесчисленных живых существ. Не только из низших миров, но и из сансары, суть которой – только страдание, и затем привести их к окончательному просветлению. И когда это увенчается успехом, это будет вдохновлять людей на запуск новых программ наподобие этой в других частях света, в разных странах, в разных центрах. Ученики, завершившие обучение здесь, могут помогать, быть сотрудниками или учителями в Базовой программе и других семилетних программах. Хорошо поучившись, они сами могут стать учителями. В очень многих частях света они смогут обучить многих людей, просветлить и пробудить многих живых существ из тьмы невежества. Живых существ, чьи умы оставались темными, лишенными света мудрости дхармы, с безначальных рождений.
И пользуясь случаем, я хочу вас поблагодарить. Вообще-то, мне нужно каждому из вас дать по миллиарду долларов – вот что я должен сделать! Миллиард, или еще больше, и каждому человеку! Тем, кто держится без сна, даже поздно ночью, я мог бы дать много миллиардов долларов! Так или иначе, хочу воспользоваться случаем и поблагодарить организаторов встречи, включая геше-лу, и, далее, всех, всех учеников, от всего сердца. Хочу поблагодарить вас и от имени ламы Йеше, от имени всех будд, бодхисаттв и всех живых существ. Вот так, хочу поблагодарить вас. Большое спасибо.
Источник оригинала: http://www.lamayeshe.com/?sect=article&id=218