Третье бардо
(Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче)
Что имеется в виду под видимостями нашего собственного ума? Попробуйте сейчас закрыть глаза и создать образ, скажем, Сталина. Тот образ, который у нас в уме, — это на самом деле Сталин или нет? Конечно, это не настоящий Сталин. Это отпечаток у нас в уме. Раньше когда-то мы видели фотографии Сталина, смотрели фильмы о нем, и у нас в сознании есть этот отпечаток, который сейчас поднялся, возник в уме. А теперь вспомните Черное море. Точно так же в уме у нас возникает образ Черного моря — пляж, галька, люди купаются… Не так ли? Но это же не настоящее Черное море? Нет, это совсем не то Черное море, которое мы могли бы сейчас увидеть, если бы поехали туда. Подобным образом, все, о чем мы только можем подумать, создает наш ум.
Почему же в бардо то, что создает наш ум, кажется нам реальным? На самом деле, это очень похоже на сон. Все, что мы видим во сне, создается нашим умом, верно? Но во сне мы это воспринимаем как самую что ни на есть реальность. Во сне могут быть какие-то горы, леса, мы можем идти куда-то по каким-то дорогам или убегать от какой-то опасности. Все реально, как наяву. И если происходит что-то очень страшное, то лучшее, что можно сделать в этот момент — это вспомнить, что мы спим и что бояться на самом деле нечего. Тогда мы можем даже по своему желанию как-то изменить сюжет сновидения. Есть специальные тантрические практики йоги сновидения, направленные на то, чтобы научиться осознавать себя во сне и изменять его. Если же мы не осознаем, что это сон, то чаще всего просыпаемся, покрытые потом, и сердце у нас колотится от страха, и этот страх наяву еще какое-то время присутствует. В бардо происходит то же самое — с той разницей, что проснуться мы не можем. И так же, как и во сне, если в бардо мы осознаем, что это бардо, и вспомним наставления, мы можем многое изменить.
Итак, что же происходит в третьем бардо, если освобождения не произошло в предыдущих двух? «Все предыдущие видимости звуков, света и лучей прекращаются. Сознание, подобно поднятию ветра сердца (т.е. сумасшествию), становится очень неустойчивым и без опоры скитается в бардо». Здесь говорится о том, что сознание не может находиться на одном месте, его носит туда-сюда. Обычно в это время оно отправляется куда-то, где находятся его друзья, близкие, но они его не узнают. То есть, умерший человек воспринимает себя так, как будто у него все еще есть такое же тело, как было при жизни. Он вспоминает о своем доме, каких-то любимых вещах, отправляется туда, но воспользоваться ничем не может, не может ничего съесть или выпить. Об этом говорится: «Хотя нет опоры для органов чувств, из-за наличия всех сознаний органов чувств привязанность и желания очень сильны». Органов чувств нет, так как физического тела уже нет, но сознания органов чувств, отпечатки, они все равно очень сильны. Точно так же, как и во сне. Во сне наши настоящие органы чувств не задействованы, но нам кажется, что мы все воспринимаем как обычно. И здесь ничто не может остановить это блуждающее сознание — ни скалы, ни горы, ни океаны. О чем только оно ни подумает, там тотчас и оказывается. И тогда оно вспоминает о прошлых рождениях и понимает, что есть будущие. Узнает, что высшие и низшие миры на самом деле существуют. Знает, о чем думают другие люди.
«В это время, став подобным расставшейся с медом пчеле в конце лета, ментально тело скитается без опоры повсеместно. Сознание вспоминает все, что угодно, и не находит ничего, что можно сделать». Когда наступает осень и становится холодно, пчеле становится некуда лететь и нечего делать — цветов нет, нектара нет, меда нет. У блуждающего сознания здесь такое же состояние, поэтому такое сравнение.
Что вообще значит слово «бардо»? «До» переводится с древнетибетского как «остров», а «бар» означает «между». То есть, дословно, это «остров между» (смертью и новым рождением). И третье бардо делится на две части — в первой части сознание все еще видит свое тело, близких и предметы только что закончившейся жизни, а потом эти видимости постепенно сходят на нет и начинают возникать видимости следующего рождения.
В это время, как сказано в текстах Тантр: «Медитацией на союз сна и иллюзии схватывается третье бардо». Под иллюзией имеется в виду, что все проявления, как в тантре божеств, например, являются проявлениями нашего ума. «Согласно сказанному, если в этой жизни свыкся с тем, что видимость дня и ночи, действия и образ жизни, все является лишь иллюзией и сном, если обладаешь верой, чистым видением и лишь низшими способностями, то, обладая ментальным телом в бардо, происходит следующее: когда отправляешься к близким и друзьям, они называют по имени и плачут, или сжигают твое тело». Находясь в этом бардо, сознание отправляется куда-то к близким и друзьям, разговаривает с ними, но не получает ответа. Умерший видит, как его тело сжигается или хоронится. Когда он вместе с близкими пытается сесть за стол, ему не выделяют места, не ставят стула. Никто его не слышит и не видит. И только тогда он понимает: «Да, я умер». После этого стоит вспомнить те наставления, которые получал раньше. И, если всю ту видимость, которая возникла в данный момент, человек соединяет с практикой, здесь тоже возникает освобождение. Но среди тех, у кого при жизни была хорошая практика, это низший уровень.
«Если не сумел освободиться лишь этим, то, испытывая преданность и уважение, молись ламе, йидаму и прочим. Нечистые дурные врата рождения закрываются сами и, ища обладающих верой родителей из хорошего рода, вместе с перемещением силой великого сострадания принимаешь осознанное рождение. Прежние отпечатки просыпаются, и сказано, что можно достичь освобождения за одну жизнь. Если здесь не освободишься, то силой кармы переродишься в высших или низших мирах». То есть, если не сумел и здесь достичь освобождения, то надо развивать преданность к ламе и заниматься молитвенными обращениями, благодаря чему мы не переродимся в низших мирах, а сможем найти хорошее перерождение, здоровое тело, достойных родителей. Таким образом перерождаются тулку (не все, но многие). Если же сознательно не можешь найти себе хорошее перерождение, то уже полностью попадаешь под власть кармы и перерождаешься под властью кармы.
Как уже говорилось, сознание в бардо очень схоже с сознанием во сне. Как во сне очень трудно вспомнить, что это сон, так и в бардо очень трудно вспомнить, что это бардо. Но, если вспомнить, то «подобно кораблю на поверхности воды, его легко изменить различными условиями». Когда корабль стоит на земле, его крайне трудно сдвинуть. Когда же он спущен на воду, то это становится легко. «Если суметь его изменить, то, подобно изготовлению золота из бронзы, получишь огромное преимущество».
Три бардо похожи на три дороги, ведущие наверх, в гору. Если пошел по первой и достиг состояния Будды, то идти по второй уже незачем. Если не смог, то спустился чуть ниже и свернул на вторую дорогу, чтобы пойти вверх по ней. Если не получилось, то есть еще и третья дорога, по которой тоже еще можно пойти вверх. Если же и третья дорога осталась позади, то по четвертой идешь уже не вверх, а в сторону, к следующему рождению в сансаре.
Читать наставления на другие темы: https://vk.com/zemlizemli?w=page-78934415_54528317
(Пост выложен повторно в связи с тем, что предыдущая версия "побилась")